Отличный опус от Виталия Архипов. Рекомендовано к прочтению!
✅ Как известно, на заре бильярда играли не острыми киями, а битами с утолщённым ударным концом и относительно тонкой рукоятью, которую называли хвостом биты.
✅ Когда же появилась манера играть хвостом биты, которая со временем превратилась в современный кий (кью по-французски — хвост), этот хвост имел обыкновенный твёрдый наконечник. В дорогих битах и позже в киях для знатных господ этот наконечник делали из слоновой кости, как и бильярдные шары, а в киях попроще это зачастую был просто деревянный торец.
Впрочем, кии делали из прочных пород дерева. В конце 18-го века, с появлением правила серийной игры, возникла целесообразность игры по-выходу, что требовало увеличенных возможностей по управлению битком при ударе. Игроки стали искать возможности наносить удар кием без кикса не в центр битка, что сделать кием с костяным наконечником весьма проблематично.
✅ Вскоре было обнаружено, что скругление ударного торца кия и натирание его мелом (известью) позволяет наносить удары кием с небольшим отклонением от центра битка. Изобретение же кожаной наклейки на торец кия, вкупе со скруглением её формы и натиранием мелом, позволило увеличить отклонение точки удара кия от центра битка до максимально возможных величин.
✅ Применение в качестве наклейки именно кожи представляется вполне закономерным для конца 18-го века. В то время, на заре промышленной революции, кожа применялась повсеместно не только при изготовлении одежды и обуви, но и в упряжи, в приводных лентах различных механизмов.
✅ Как ни странно, но за прошедшие 200 лет не было найдено более достойной альтернативы для материала наклейки кия, чем кожа, несмотря на бурное развитие техники и науки, в том числе и материаловедения. Современный рынок бильярдных аксессуаров предлагает несколько десятков различных марок наклеек, практически всех — из кожи.
Продолжение в следующей части, где пойдёт рассказ о физических аспектах работы наклейки и какой же наклейка должна быть для русского бильярда….