Когда-то давно я увлекался психологией.
Любимая книга была: Эрик Бёрн «Игры в которые играют люди».
Оттуда я узнал о трёх состояниях внутреннего Я: родитель, взрослый и ребёнок.
Я уже играл в бильярд и именно тогда мне пришла мысль, что каждый из нас играет в разных своих состояниях.
Я играю часто в состоянии ребёнка. Я реально балдею от процесса, веселюсь, когда забиваю сложный шар.
НО!
В этом состоянии невозможно играть в турнире или тем более коммерческую встречу.
Вся встреча превращается в нытье, обиды и недовольство, естественно когда не получается.
И тут я начал думать как мне переходить в состояние взрослого.
Оказалось, что это не так просто.
Мои задумки Я начинал считать в уме. Умножать цифры на шарах и т. п.
Пытаться рассуждать мысленно о том куда пойдёт шар при ударе, если даже соперник за столом
Всеми способами пробовал выключить внутренний диалог. Вспоминал стихи, отвлекал себя другими мыслями
Пытался полностью от и до разобрать ошибку.
И получалось, конечно, не всегда.
При больших проигрышах я забывал обо всем и плыл по течению.
Самое сложное осознать, что ты не в себе.
В общем был интересный жизненный эксперимент.
Самое рациональное, на мой взгляд, играть в состоянии взрослого. Возможно это не всегда выигрышная стратегия, но побольше части победы будут перевешиваиь проигрыши.
А в каком состоянии играете вы?
Кратко о характеризуем все 3 типа.
Взрослый
Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».
Родитель
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим.
Типичные фразы: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Ребёнок.
Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».